Интересное

Собака – первое ездовое и вьючное животное

Прошло уже очень много времени с тех пор, как человек впервые одомашнил животных ради своих целей. Очень многие считают, что первым помощником для «перевозок» стал осел, но на самом деле это не так!

5-е тысячелетие до н.э.

Человек приручил собаку примерно 10-14 тысяч лет назад во времена неолита. Но использовать ее для «грузоперевозок» стал намного позже. Центром возникновения ездового собаководства было побережье северо-восточной Азии и северо-западной Америки.

Древнейшие находки собачьей упряжи, нарт и костей собак были обнаружены на Новосибирских островах и имеют возраст 7800—8000 лет! Источник — Наука и Жизнь

На территории России до 1950-х годов для доставки грузов или почты, например, на те же Новосибирские острова, использовались аборигенные породы ездовых собак: гиляцкая, камчатская, анадырская, чукотская, якутская, енисейская.

Кстати, оба полюса Земли были покорены на собачьих упряжках. Северный полюс — экспедиция Роберта Пири (1909 год), Южный — экспедиция Руаля Амундсена (1911 год).

×

4-е тысячелетие до н. э.

Считается, что прежде, чем оседлать лошадь, человек приручил осла.

Произошло это около 3000 г. до н. э., в Египте или Месопотамии Нейкед Сайнс. На осле не только передвигались верхом, но и активно использовали его, как вьючный транспорт. Животное способно унести на своей спине вьюк весом до 75% от массы своего тела, а запряженное в повозку с грузом, в 3-4 раза превышающим его собственный вес, может пройти порядка 30 км.

3-е тысячелетие до н. э.

Верблюды

В 3 тысячелетии до н.э. в странах Ближнего Востока и Африки большую популярность получили верблюды.

Они были одомашнены за 2000 лет до н. э. Вики

Это самые мощные вьючные и упряжные животные в условиях их распространения. В качестве тягловой силы используют верблюдов от 4 до 25 лет, они могут переносить до 50 % своего веса. Верблюд может проходить 30—40 км в день при дальних переходах.

Лошади

Примерно в это же время была одомашнена (в целью верховой езды, а не «на мясо») лошадь древними людьми (около 2200 года до н. э.) Вики

Оседлав лошадей, человек смог передвигаться гораздо быстрее и на более длинные расстояния, тем самым получив возможность осваивать новые земли. Со временем лошадей стали впрягать в повозки, сани, телеги и прочее, тем самым они помогали в перевозке грузов и людей.

2-е тысячелетие до н. э.

В северных широтах, помимо собачьих упряжек для грузоперевозок использовали и северных оленей. Появился этот способ ориентировочно в середине первого тысячелетия до н.э. Однако периодически споры ведутся — находятся артефакты указывающие на еще более древнее одомашнивание.

Распространялось использование упряжек из Сибири через север европейской части России до Скандинавии. Сани (нарты) олени успешно волокут не только по снегу, но и по тундровой траве.

Олени, безусловно очень выносливые животные, которые могут передвигаться по любой поверхности и в любых северных условиях. Но, несмотря на это, аж до середины 20 века любая доставка в отдаленные районы превращалась в настоящий подвиг: нужно было собрать целую упряжку выносливых оленей и команду отважных погонщиков.

К счастью, сейчас все намного проще. Например, в России доставку в Арктику без проблем осуществляют специально подготовленные автомобили и вертолеты Спецсвязи, что в разы безопаснее и быстрее, чем оленьи упряжки.

Слоны

В этот же временной период на севере полуострова Индостан племена, жившие здесь более 3000 лет назад, приручили слонов. Наука и Жизнь

Более того, эти животные стали частью социальной и культурной жизни человека. Судя по текстам Рамаяны и Махабхараты середины второго тысячелетия до н.э., уже в то время слон был важнейшим элементом религиозных представлений живших там народов. Например, бог с головой слона Ганеша — одна из центральных фигур индуистского пантеона.

Слонов никуда не впрягали, поэтому основное их предназначение было в перевозке людей на своей спине и в переноске тяжестей.

Так же слонов активно применяли во время войн – в том же эпосе Махабхарата упоминаются боевые слоны. Причём такое применение зачастую было обусловлено не столько боевой эффективностью слона, сколько психологическим эффектом от одного вида этого животного.

Наша эра

В последние 2000 лет активно велись эксперименты по использованию других животных для грузоперевозок и доставки почты. Человек пытался дрессировать всех: страусов, чаек и даже свиней!

Чайки

Во французском городе Тулоне одно время использовали для доставки почты дрессированных чаек. Их преимуществом было то, что они совсем не боятся плохой погоды. В России же экспериментировали с соколами.

Упряжка свиней

Самый нелепый (на мой субъективный взгляд ), но действительно существовавший способ — свиная упряжка. Свиньи неплохо поддаются дрессировке, поэтому в старину их запрягали в сани или навьючивали на них тяжелую поклажу, отправляясь в поля. Свиньи могли даже перевозить детей на своих спинах. Чтобы свиньи выполняли такую работу, хозяева должны были много тренировать их, используя только лакомства и похвалу.

Голуби

Первые упоминания о использовании голубей, как носителей почтовых отправлений, относятся аж к Римской Империи.

В Средневековье голуби использовались осажденными в крепостях во время военных действий.

Во время немецкой оккупации Парижа в 1870 году голубями было передано более 150 тысяч военных и не менее миллиона гражданских сообщений на расстояние нескольких сотен километров!

пункт голубиной почты

В начале XX века пункты голубиной почты располагались во всех европейских городах.

Во время 1-ой мировой войны в воюющих странах общее количество почтовых голубей превышало полмиллиона особей.

Интересный факт: в 1920 году при эвакуации врангелевской армии из Крыма всех голубей забрали с собой. Со временем их продали германским голубятникам. В течение двух лет большинство из них вернулись в Россию, пролетев около 2500 километров.

Использование голубиной почты продолжалось в Красной Армии вплоть до конца 1945 года, как, впрочем, и в немецкой армии. На оккупированных немцами территориях местному населению предписывалось сдать охотничье оружие, радиоприемники и голубей. Впоследствии, с совершенствованием систем связи, надобность в содержании военно-голубиных станций отпала.

Выводы

Использование животных в качестве транспорта существенно облегчило жизнь людям и открыло перед ними новые земли и возможности. Во многом, именно благодаря приручению животных человечество достигло такого ощутимого прогресса.

Источник

Добавить комментарий