Российские разработчики увлеклись агродронами

c29b4998e8779c89ecf8008403eb7bd9.jpg

В России основным драйвером развития беспилотной авиации стало сельское хозяйство: именно с ним связана львиная доля всех новых БПЛА, которые сегодня находятся на сертификации или успешно ее прошли. Всего же в стране уже летают свыше 120 тысяч беспилотников самых разных типов и назначения, а в недалеком будущем их станет еще больше. Что ждет отечественную беспилотную авиацию и как поможет ей законодательство, 20 мая говорили участники круглого стола, состоявшегося при Комитете Совета Федерации по экономической политике. «Парламентская газета» следила за дискуссией.

Российские разработчики увлеклись агродронами

© Парламентская газета

Серийные эксперименты

Напомним, в России сегодня действует полноценный национальный проект «Беспилотные авиационные системы», который должен сформировать отдельную отрасль промышленности — со своей инфраструктурой, средствами идентификации, научными центрами, развитым внутренним рынком и так далее. И в том числе со своей нормативно-правовой базой. Для ее создания и отладки в 23 регионах страны сегодня действуют так называемые экспериментальные правовые режимы. Хотя представители и отрасли, и надзорных ведомств оценивают их в целом положительно, есть и ряд серьезных вопросов.

«Основная проблема в том, что ЭПР у нас сегодня используются в основном как инструмент освобождения, — отметил на круглом столе «Меры в области развития программ экспериментальных режимов в сфере цифровых инноваций» начальник отдела департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса Андрей Иванов. — С одной стороны, это хорошо, потому что позволяет набирать опыт. С другой — это не ведет к целям апробации норм специального регулирования».

По словам Иванова, большинство инициаторов ЭПР не погружены в нормотворчество. И в самих экспериментальных режимах видят лишь достаточно узкий круг нормативных ограничений. В итоге надзорные ведомство, в том числе и сам Минтранс, не получают результаты, которые хотели бы получить. Прежде всего — информацию, что нужно изменить или улучшить в существующем законодательстве, чтобы облегчить и ускорить развитие отрасли.

Частичным решением этой проблемы могло бы стать введение серийных экспериментальных правовых режимов — когда к одному ЭПР присоединяется сразу несколько субъектов. Это позволило бы унифицировать сами ЭПР и получать более точную обратную связь, а следовательно — быстрее и эффективнее вносить изменения в законодательство.

Страховки и поиск заказчиков

Идею серийных ЭПР поддержали и в Росавиации. Как отметил заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Андрей Добряков, это позволило бы в числе прочего ускорить сертификацию новых беспилотников.

«Одна из наших задач сегодня — ускорить сроки прохождения сертификации и сделать работу максимально прозрачной, — подчеркнул Добряков. — В частности, у нас сегодня подано 26 заявок на сертификацию, пять из них уже полностью отработаны и выданы, по семнадцати ведется активная работа».

Впрочем, отметил Добряков, связано это не только с тем, что разработчики БПЛА не укладываются в какие-то критерии и не могут привести свою продукцию в соответствие с требованиями, но и с тем, что они ее активно улучшают и дорабатывают.

«Если говорить в целом, то львиная доля заявок связана с сельскохозяйственными беспилотниками, так называемыми агродронами, — сообщил замначальника Росавиации. — Мы можем наблюдать сегодня, что именно они стали основным драйвером развития, особенно в категории беспилотных систем весом свыше 30 килограммов».

Всего же, по словам Добрякова, в России сегодня успешно летает уже более 120 тысяч легких дронов — все они сертифицированы и поставлены на учет в Росавиации. По тяжелым ситуация чуть сложнее — их пока что лишь 460.

Коснулись участники круглого стола и других проблем. Так, одной из них стало страхование. Из-за того, что нормы для страхования БПЛА до сих пор толком не выработаны, заниматься им сегодня в России может лишь одна компания. Это привело к совершенно неадекватным ценам на страховку. Осложняется дело тем, что пока широкого распространения не получили средства удаленной идентификации, из-за чего любой представитель любого правоохранительного органа имеет право силой приземлить любой беспилотник, который покажется ему подозрительным.

Также среди прочих прозвучало предложение наделить регионы правом выбирать якорного заказчика для развития беспилотных технологий. В каждом регионе он мог бы быть своим: на севере, например, — нефтяные компании, на юге — крупные сельскохозяйственные холдинги. По мнению участников круглого стола, это позволило бы снять с самих разработчиков БПЛА головную боль, связанную с поисками заказчика для их продукции.

По итогам круглого стола участники обсуждения договорились сформировать из прозвучавших инициатив и предложений единый документ и представить его на рассмотрение профильным комитетам, министерствам и ведомствам.

Источник: news.rambler.ru